Sunday, April 10, 2011

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!»

На днях в Большом зале Тбилисской государственной консерватории имени В. Сараджишвили состоялся концерт, посвященный 170-летию великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Его организовали Посольство Российской Федерации в Грузии, международный культурно-просветительский союз «Русский клуб» и Центр российской культуры в Грузии.


Со вступительным словом о композиторе выступил артист Тбилисского русского драматического театра имени А. Грибоедова Валерий Харютченко.
«Самобытный композитор, один из создателей русского симфонизма», «первоклассный химик, которому многим обязана химия», «основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов», «опора и друг учащихся» - так характеризовали Александра Бородина современники.
Имя Александра Порфирьевича дорого как русскому, так и грузинскому народам. Ведь он происходил по отцу из рода князей Имеретинских. Отец его был князь Лука Семенович Гедеванишвили, а мать - Евдокия Константиновна, урожденная Литонова, во втором замужестве Клейнеке. Когда Бородин появился на свет, отцу его было 62 года, а матери - 25 лет. Будучи внебрачным ребенком, он не унаследовал фамилии своего отца: по обычаю того времени незаконнорожденного записали законным сыном крепостного слуги князя Гедеванишвили Бородина.
В историю русской культуры Бородин вошел прежде всего как гениальный композитор, участник творческого содружества композиторов «Могучая кучка», утвердивший своими произведениями новое направление в русской музыке, и как выдающийся ученый, давший начало новым путям в химических исследованиях. Великий русский физиолог И.П. Павлов относил Бородина к феноменам, сочетающим научное и художественное мышление подобно Леонардо да Винчи, Гете, Менделееву.
Не менее ярко Бородин проявил себя и в области литературы и критики. Текст его оперы «Князь Игорь», поэтические строфы «Спящей княжны», «Морской царевны», «Песни темного леса», баллады «Море» и других романсов, написанных композитором на собственные слова, - все это составляет шедевры не только отечественной музыки, но и поэзии. Недаром Владимир Васильевич Стасов посвятил литературному стилю одной из музыкально-критических статей Бородина восторженные строки: «Это все пречудесно. Какая картинность, какая живость, как красиво и мило все продумано и сказано!» Это перекликается с пушкинскими словами: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!»
Неповторимые минуты подарили зрителям музыканты симфонического оркестра Телерадиокорпорации Грузии имени Реваза Лагидзе под руководством заслуженного деятеля искусств Грузии Вадима Шубладзе. В их исполнении прозвучали Вторая («Богатырская») симфония и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Слушатели вновь насладились мощью, мелодическим богатством, эмоциональностью произведений великого композитора. Трактовка, предложенная оркестром Вадима Шубладзе, отличалась бережным отношением к музыкальному слову Бородина, его ярким мыслеобразам, облеченным в звуки. Чувствовалось, что оркестранты сами получают удовольствие от соприкосновения с музыкальным гением композитора.
Среди зрителей был и автор первой монографии о Бородине на грузинском языке, академик, лауреат Государственной премии Грузии, заведующий кафедрой биоорганической химии Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили, композитор, произведения которого исполняются за рубежом, профессор Рамаз Гахокидзе.
- В своей книге я постарался показать тот большой вклад, который внес Бородин в мировую цивилизацию. Он вошел в историю как гениальный композитор и одновременно основоположник органической химии, крупнейший педагог, передовой общественный деятель. Александр Порфирьевич впервые получил ряд химических соединений, разработал новые технологии в химии. Сегодня пластмассы, разные лекарственные препараты, драгоценные вещества получают по химическим реакциям Бородина. Даже определение содержания азота в моче производится по его методу. Александр Порфирьевич изучал минеральные воды, и на основе его исследований по сей день функционируют бальнеологические оздоровительные центры. В нем счастливо сочеталось научное и художественное мышление. Бородин был одним из тех, кто заложил основы русской эпической симфонии. Его высоко Равель, Дебюсси, другие композиторы… Сегодня миллионы слушают фантастические произведения Бородина - оперу «Князь Игорь», симфоническую музыку.
- Как вы считаете, не достиг бы Бородин большего в химии или музыке, если бы целиком посвятил себя чему-то одному?
- Он - великий химик, но мог бы добиться большего, ведь он прожил всего пятьдесят четыре года. Дмитрий Менделеев, Александр Бутлеров писали о том, что если бы Бородин не увлекался музыкой, то сделал бы для науки гораздо больше. В то же время Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и другие гении мировой культуры говорили, что лекции, заседания, химические опыты, эксперименты отнимали у него много времени, которое он мог бы посвятить сочинительству. В то же время многие участники «Могучей кучки» служили не только музыке. Мусоргский был военным, Римский-Корсаков - инженером. Они никогда не изучали музыку - ни в консерватории, ни в школе…Сегодня у нас происходит переоценка ценностей, и мы должны воспитывать молодежь на идеях великих Бородина, Мусоргского, Менделеева. Хочу поблагодарить за сегодняшний вечер его организаторов - Российское посольство, «Русский клуб», Центр российской культуры в Грузии, а также блестящий оркестр Телерадиокорпорации Грузии, возглавляемый талантливым дирижером Вадимом Шубладзе.
- Я очень люблю эту музыку, воспитывался на ней, - включился в разговор Вадим Шубладзе. - Бородин - величайшая фигура. В недалеком прошлом его Вторая симфония исполнялась у нас чуть ли не каждую неделю. В Лондоне, Нью-Йорке она звучит сегодня два-три раза в сезон. А у нас это произведение давно не исполнялось. И для нашего оркестра прикосновение к нему стало открытием. Я был счастлив, что мои оркестранты буквально влюбились в эти произведения. Новое поколение, к сожалению, не слишком часто слышит Бородина, хотя это - настоящая русская музыка! Ей присущи певучесть, протяжность, огромное дыхание, грандиозное мышление фраз, мощь, богатство звучания струнных групп. Здесь нельзя ничего комкать, а наоборот - следует распевать…
- Насколько эта музыка близка, воспринимаема современным слушателем, молодым человеком?
- Такая музыка будет близка любому слушателю. Когда прозвучат первые аккорды, он войдет в нее, растворится в ней. И уже не выключится из этого произведения до самого конца. Кстати, на будущий год отмечается двухсотлетие Михаила Глинки, основателя русской оперы… А если говорить о членах «Могучей кучки», Бородине, Балакиреве, Римском-Корсакове, Мусоргском, то они возродили русскую музыку, освободили ее от влияния итальянских шлягеров, штампов. Русская музыка, как оперная, так и симфоническая, отличается от итальянской большим драматизмом, глубиной. Каждая фраза несет импульс к дальнейшему развитию. Музыка дышит российскими просторами, разливается, ширится… Потому она и прекрасна, потому Бородин и великолепен!
Среди гостей вечера был и внук Александра Павловича Дианина, сына Бородина по духу, Сирил Гавард. По оставленному Екатериной Сергеевной Бородиной, супругой композитора завещанию, А.П. Дианин был назначен ее душеприказчиком и опекуном над доходами от исполнения музыкальных произведений Бородина. По прошествии десяти лет после смерти Александра Порфирьевича капитал в 50000 рублей, образовавшийся из доходов от представлений оперы «Князь Игорь», был передан благодаря хлопотам Александра Дианина в Петербургскую консерваторию для выдачи стипендий имени Бородина молодым композиторам.
Инна БЕЗИРГАНОВА

No comments:

Post a Comment